Среда, 15.07.2020, 13:01
Приветствую Вас, Гость

Областной конкурс методических материалов «Педагогический поиск»

Номинация «Методические рекомендации»

Тематика «Гражданское и духовно-нравственное воспитание детей»

Тема работы: Методика составления образовательной программы по гражданскому и патриотическому воспитанию

Подготовила:

Решетова Татьяна Владимировна

методист 1 категории

 

 

 

 

Оглавление

 

Обоснование проблемы……………………………………….....3

Сущность образовательной программы…………….………..4

Структура программы…………………………………………….6

Комплекс основных характеристик программы……………...7

Комплекс организационно-педагогических условий……….15

Модель реализации программы………………………………24

Модель гражданина и патриота……………………………….24

Приложение…………………………………………….………..26

 

 

1.Обоснование проблемы

Патриотизм - фундамент общества, цементирующая основа существования и развития наций, государства, особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности всех социальных групп и слоев общества.

События последних лет свидетельствуют о том, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, ослабляют воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появилась тенденция падения престижа военной и государственной службы.

  • из главных задач «Концепции модернизации образования» является воспитание гражданина — патриота России. Актуальность гражданско-патриотического воспитания вызвана значительными изменениями у современной молодежи в отношениях к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, сохранение памяти павших за Родину; долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, малой родины. В этих условиях возрастает необходимость гражданского и патриотического образования и воспитания. В школах нашего района разработаны и реализуются программы гражданско-правового патриотического образования, которые способствуют выполнению основной задачи «Концепции модернизации образования».

С целью проведения единой государственной политики в области патриотического воспитания, координации усилий по патриотическому воспитанию Российских органов власти, органов местного самоуправления, общественных организаций подготовлены Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», целевая региональная программа «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан Оренбургской области» на 2017-2020 годы и локальная программа «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан Новосергиевского района» на 2017-2020 годы создающие прочную основу для достижения целей патриотического воспитания.

Все эти программы ориентированы на потребности учащихся, учителей, школы, родителей.

2.Сущность образовательной программы

Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, учебный план и календарный учебный график, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Уровень образовательной программы – это показатель ее полноты и качества в создании условий для достижения личностью определенного уровня образованности, системной организованности образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра условий, освоение обучающимися всех уровней образованности.

Специфика деятельности дополнительного образования, состоит в том, что ребенок вправе выбирать любой вид деятельности, заниматься сразу в двух-трех различных группах и не обязан посещать каждое занятие. И только от мастерства педагога и от того, насколько хорошо продумана программа будет зависеть эффективность деятельности педагога, а также наполняемость групп, т. е. заинтересованность ребенка.

Программа дает возможность всем участникам деятельности представить цель и задачи совместных действий на каждом временном отрезке. В то же время программа указывает путь к достижению поставленной цели, определяет промежуточные результаты, что дает возможность педагогу быстро реагировать на изменение ситуации, оперативно корректировать педагогический процесс, своевременно вносить изменения в методику работы.

В программе фиксируется и логически выстраивается перспектива развития,определяются проблемы, обосновываются цель, задачи и тематическое планирование, приводятся критерии оценки освоения воспитанниками предлагаемых образовательных программ.

Необходимость составления программы повышает требования к подготовке самого педагога, требует умения представить свою деятельность в виде программы.

С одной стороны, педагог может использовать любую опубликованную программу, адаптировать ее к собственным условиям, может составить свою программу из нескольких, может разработать собственную — авторскую — программу. Но, с другой стороны, и другие педагоги могут использовать эту программу. Следовательно, в обоих случаях программа должна быть продуманной, объемной, логичной и содержательной, должно быть ясно, что и почему следует делать. В нашей работе по составлению программы мы, в основном, опираемся на Государственные требования к содержанию дополнительных образовательных программ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

Программы педагогов дополнительного образования в значительной степени отличаются от образовательных программ любого учебного учреждения. Следует, однако, различать программы, приближающиеся к базовым и лишь несколько расширяющие их, и программы деятельности, выходящей за пределы базового образования (типа «хобби»).

Целостность образовательного процесса конкретизируется и цели, которые определяет связь, как с содержанием, так и с методами и организационными формами педагогической деятельности. При наличии такой взаимосвязи цель приводит в действие средства ее осуществления. Образуется система отношений «цель — средства — результат», при которых и осуществляются взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость элементов педагогического процесса.

Образовательная программа должна чётко и ясно представлять своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Содержание образовательной программы не может оставаться в неизменном виде и быть тем «отстранённым документом», который создаётся формально раз и навсегда.

Изменение в обществе, в системе образования в связи со становлением его вариативности, появления инновационных педагогических систем и новых видов учреждений образования оказывают существенное влияние на цели и задачи, а значит и содержание самой программы. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению – миссии.

Образовательная программа патриотического и гражданского воспитания на основе социального партнерства призвана выполнить следующие функции:

Интегрирующую: содействие соединению в одно целое усилий ОУ и всех субъектов социальных институтов воспитания по созданию благоприятных условий для образования и воспитания детей и подростков;

Регулирующую: она связана с упорядочиванием общей системы работы образовательного учреждения с родителями, населением села, институтами социального воспитания;

Защитную: направлена на комплексное изучение семей, среды воспитания и обеспечение социально-значимой деятельности;

Корректирующую: осуществление психолого-педагогической коррекции проблемных ситуаций воспитания детей в семье, поведения в общественных местах, наличие вредных привычек.

Таким образом, складывается определенная схема построения программы, ее структура. В общем виде программа состоит из двух основных разделов:

1.Комплекс основных характеристик программы;

2.Комплекс организационно-педагогических условий.

При разработке программы на несколько лет структура программы усложняется в основном за счет повторения учебного плана, его содержания и календарного учебного графика.

Предложенная последовательность структурных компонентов программы является обязательной. Объем каждого раздела программы может быть различным. В программе могут быть добавлены приложения различного характера (творческий сценарий мероприятия, предложения по созданию иллюстративного материала тематики занятий, методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми и т. д.).

 

3.Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Титульный лист программы

Поскольку программа — это, прежде всего документ, выполняющий различные функции (как основание для оплаты труда педагога, как характеристика его профессионального уровня, как «теория данного педагога, предлагаемая для образования и развития его обучающихся), то и оформляться он должен соответственно требованиям.

На титульной странице любого типа рукописи (печатного, компьютерного или рукописного исполнения) и на всех остальных страницах обязательно соблюдаются поля. Размер шрифта TimesNewRoman кеглем 14, через 1,5 интервала.

Титульный лист включает следующие элементы заполнения:

− наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);

− наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);

− дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;

− гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

− название программы;

- направленность программы;

− адресат программы;

- срок реализации программы;

− ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

− Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.

Программа считается принятой к работе, утвержденной с момента ее подписи директором, подтвержденной печатью.

Нумерация страниц текста начинается со 2 (или 3-4), но только с той, на которой начинается собственно текст работы. Цифра страницы текста ставится в середине верхнего поля по вертикали и по горизонтали без точек или тире.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы».

1.1 Пояснительная записка

Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы:

- направленность программы. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, социальная адаптация, развитие патриотических чувств, раскрытие творческого потенциала детей – это основные задачи программ социально-педагогической направленности. Такие программы создают твердую почву для национального самосознания, гражданской позиции, дают возможность почувствовать себя частью богатейшей истории страны, возвращают современному поколению его подлинное историческое прошлое и накопленное веками духовные ценности.

- актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени.Не следует пускаться в политическую или социальную демагогию, доказывая сиюминутную насущность вашей работы. Следует кратко обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребенка.

-отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от уже существующих программ по данному направлению.

-адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иныемедико-психолого-педагогические характеристики обучающихся в данном объединении. Возрастные особенности указываются только те, которые непосредственно связаны с видом деятельности.

- объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы.

Например, программа «Юный пограничник» рассчитана на три года обучения и реализуется в объеме 432 часа.

- формы обучения – очная форма обучения. Основными формами образовательного процесса являются: учебно- тренировочные занятия, спортивно-туристические соревнования, экскурсии, конкурсы, фотовыставки, презентации проектов, караульная служба «Пост №1».

- особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам. Например, групповая и индивидуальная работа, виды занятий - беседа, практические занятия, экскурсии, тематические праздники, соревнования, выполнение самостоятельной работы, разработка проектов.

- режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий. Например, первый год – 144 часа, второй год - 144 часа, третий год – 216 часов. Летние зачетные занятия, лагерь «Орленок» патриотическая смена (несение караульной службы «Пост №1») в сетку часов не включены.

Занятия проводятся с сентября по май включительно. По программе учебное занятие составляет2 академических часа с 10-минутным перерывом. I и II годы обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; III - год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного академического часа 45 минут.

1.2 Цель и задачи программы

Цель - это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.

Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который программа реально может достичь к четко определенному моменту времени.

Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, полной и логически корректной. Ее назначение — определить стратегию и тактику образовательного процесса.

Цель - понятие, выражающее идеальное предвосхищение результата образовательной программы. Сама образовательная программа в этом плане трактуется как процесс осуществления цели.

В то же время содержание само по себе может рассматриваться как цель по отношению к методам и формам. В этом случае система методов и организационных форм становится средством реализации этой цели.

- задачи:

1. воспитывающие - должны соотносится с личностным результатом;

2. развивающие - должны соотносится с метапредметным результатом;

3. образовательные - должны соотносится с предметным результатом;

Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

Хорошо продуманная программа, правильно определенные цель и задачи, позволяют педагогу без осложнений пройти путь от механического подчинения ребенка своему авторитету к завоеванию добровольного признания; от авторитарного педагога к педагогу-товарищу, умелому и опытному; к педагогу — организатору детской самодеятельности и активности; от учителя, который учит к педагогу, который консультирует, инструктирует, помогает в самостоятельной работе и вооружает методами самостоятельного приобретения знаний.

Определив конечную цель, следует решить, что необходимо делать в частности: сформулировать конкретные цели и задачи, которые решаются последовательно из года в год. Однако точно поставить цель без предварительного, хотя бы краткого, анализа образовательного уровня детей группы, особенностей контингента в целом, особенностей окружающей среды, вашего региона — затруднительно. Чем объемнее программа, тем глубже должен быть анализ.

Главное — должно быть понятно, для чего создана данная программа, и какие результаты хотел бы получить педагог. В конечном счете, результат воспитания зависит от того, какая была поставлена цель и насколько точно и полно она отражена вкаждом этапе деятельности педагога.

Сформулированная общая цель программы составляет его стратегию и потому требует постановки конкретных тактических задач. В отличие от цели, которая должна быть одна, задач должно быть несколько. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней.

Достижение цели образовательной программы по гражданско-патриотическому воспитанию связано с решением ряда задач:

- утверждение в обществе, и чувствах учащихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

- развитие проектной деятельности учащихся, связанных с решением социально-экономических, культурных, экологических и других проблем;

- воспитание учащихся в духе уважения к Конституциям РФ, к нормам общественной и социальной жизни;

- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов РФ, исторических святынь Отечества;

- привлечение традиционных для России региональных конфессий для формирования у учащихся патриотизма, потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

- адресная работа со СМИ;

- учет регионального компонента, формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружбы между народами;

- усиление взаимодействия семьи, школы, местной администрации.

Педагог не свободен в выборе цели, конечных результатов. Они определяются обществом и должны способствовать осуществлению социальной преемственности поколений. Конкретные педагогические задачи выдвигает сам педагог, исходя из объективных условий, решает их нестандартно, поскольку эта деятельность по управлению другой деятельностью должна стать целью и педагога и ребенка. Достижение цели педагога отсрочено, задачи — в настоящем, поэтому всегда конкретны.

Педагог должен научить детей приемам самостоятельно работы, сформировать культуру, научит: работать сообща, помогая друг другу; помочь приобрести различные трудовые навыки.

1.3 Содержание программы

Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.

− Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5)

Публикуемые в последнее время программы и рекомендации по их разработке чаще всего не содержат учебного плана. Однако педагогу очень важно знать сколько времени (занятий) отводится на каждый отдельный раздел или тему. Собственно, именно объемом материала, предлагаемого обучающимся за то или иное количество занятий, могут отличаться две программы разных педагогов (например, по ИЗО), даже в одном и том же учреждении.

Общий объем времени по плану определяется количеством рабочих недель в учебном году: 36 недель по 6 часов —216 часов. Для младших групп и начинающих детей обычно объем времени определяется в 144 часа. Именно это время и должно составлять учебный план.

В программе педагога дополнительного образования учебный план последовательно конкретизируется в содержании учебного плана, методических рекомендациях. Такое построение особенно удобно, если программа рассчитана на несколько лет, поскольку эти программы могут значительно видоизменяться в зависимости от направленности и времени реализации.

В учебном плане может содержаться всего несколько (3-6 разделов). По годам они могут проходить «насквозь» — от первого до последнего года. Некоторые разделы могут начинаться, например, со 2-го года, а некоторые заканчиваться в 1-м или 2-м году. По распределению в программе разделов уже видна логика и изложения материала и специфика данной программы.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...