Среда, 15.07.2020, 13:54
Приветствую Вас, Гость

Информационная карта

образовательной программы

муниципального  автономного учреждения

дополнительного образования

«Дом детского творчества п. Новосергиевка»

 

 

1. Полное название

Муниципальное  автономное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества п. Новосергиевка»

2. Авторы программы

Девятаев Алексей Иванович, директор, Сутулова О.В – зам по УВР,

Решетова Т.В- методист

Трунова С.В- методист

3. Дата создания

2018 год

4. Характеристика

программы

авторская

5. Направление деятельности

многопрофильная

6. Сроки реализации

2019–2020 учебный год.

7. Возраст обучающихся

5-18 лет

8. Цель программы

создание оптимальных условий для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ и проектов дополнительного образования детей, удовлетворяющих современным запросам социума на образовательные услуги.

9. Краткое содержание

программы

 

1. Введение

2. Пояснительная записка

3. Цели и задачи Образовательной программы

4. Особенности, специфика образовательного процесса учреждения

4.1. Учебный план

4.2. Программное обеспечение образовательного процесса

4.3. Сроки реализации дополнительных общеобразовательных  общеразвивающих программ

4.4. Уровни реализации дополнительных общеобразовательных  общеразвивающих программ

4.5. Эффективность работы творческих объединений

4.6. Краткая характеристика творческих объединений и реализуемых дополнительных  общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей

4.7. Инновационная деятельность

4.8. Педагогический мониторинг

5. Перспективы

6. Литература

10. Перспективы

- осуществление новых направлений деятельности;

-  расширение возрастного диапазона программ;

-  расширение спектра дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, обеспечивающих право выбора индивидуального образовательного

маршрута;

-  широкое внедрение разноуровневых программ;

 - расширение возможностей получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями развития, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях;

-  активное освоение новых образовательных технологий;

 - активизация работы учащихся  ДДТ посредством организации их участия в мероприятиях муниципального,  регионального, Межрегионального и Всероссийского уровней;

  - активизация работы по выявлению и поддержке талантливых педагогов д/о

 

1. Введение

 Образовательная программа МАУДО «ДДТ» 2019-2020 учебный год является составляющей Программы развития МАУДО « ДДТ».

Данная образовательная Программа - многофункциональный документ, отражающий реальное состояние МАУДО «ДДТ» (далее по тексту Учреждение), в реализации услуг дополнительного образования детей, в соответствии с особенностями и возможностями Учреждения, а также перспективы его развития.

Образовательная программа учитывает потребности обучающихся, их родителей, общественности, социума.

Программа МАУДО «ДДТ» показывает, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель организации обучения, воспитания и развития обучающихся, какие педагогические технологии и формы обучения применяются в работе с обучающимися, как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности, как повышается мотивация образовательной деятельности обучающихся.

    Образование – одна из форм общественной практики, особая сфера, которая все более субъективируется в своем статусе и обретает свои интересы, ценности, политику. Сегодня нельзя рассматривать отдельно воспитание и обучение, т.к. данные процессы неразрывно связаны друг с другом, поскольку они направлены на человека в целом, что закрепляет и Закон  «Об образовании в Российской Федерации».

    Рассматривая образование как широкое понятие, главной целью которого является создание условий для развития личности, деятельность учреждения дополнительного образования  рассматривается через разнообразные виды деятельности. Именно разнообразие видов деятельности является той основой, на которой возможно удовлетворить растущие интересы учащихся и их родителей. Содержание Закона об образовании отражает ключевой момент динамики обновления: действующая система дополнительного образования детей должна быть конкурентоспособной, готовой к инновационным преобразованиям, соответствующим требованиям времени. Новое законодательное содержание дополнительного образования определяет новые векторы развития дополнительного образования детей и взрослых. В Законе дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (гл. 1, ст. 2). Дополнительное образование – единственный в РФ вид образования, который не завершается повышением уровня образования. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются (гл. 2, ст. 11), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями.

   Законом  об образовании определены цели дополнительного образования детей и взрослых (гл. 10, ст. 75). Цели и задачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся – детей и взрослых (схема 1).

         Схема 1. Цели и задачи дополнительного образования детей и взрослых

   

    Учреждения дополнительного образования детей  объективно располагают потенциальными возможностями, чтобы гармонично представить все виды деятельности, интересные современному потребителю образовательных услуг.      

    Способствуя творческому развитию личности учащегося, дополнительное образование существенно обогащает содержание образовательного процесса в целом. Учреждения дополнительного образования становятся центрами мотивационного развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов учащегося и взрослого интенсивнее и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.

     Огромное значение имеет и тот факт, что учреждения дополнительного образования поддерживают обширные связи с другими образовательными учреждениями (детские сады, общеобразовательные школы, ВУЗы и т.д.) и вместе с ними составляют разноуровневую систему индивидуализирующую путь ребенка в рамках единого образовательного пространства.

    Все  эти особенности делают учреждения дополнительного образования привлекательными и социально востребованными на рынке образовательных услуг.

Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных нормативных документов, характеризующих специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса, является единая Образовательная программа учреждения.

    Образовательная программа муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества п. Новосергиевка» (далее – ДДТ) является формой представления содержательной стороны образовательной деятельности данного учреждения, отражающей его возможности и условия его существования. Она дает функциональный срез жизнедеятельности ДДТ и  характеризует его образовательную систему.

Поскольку Образовательная программа ДДТ – это нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией и обеспечением состояния целостности всех структур учреждения, она разработана в соответствии с государственными требованиями и рекомендациями, предъявляемыми к составлению образовательных программ дополнительного образования детей на основании документов, регулирующих развитие системы образования в России на современном этапе.

К числу таких документов относятся:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция Российской Федерации
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008

   “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

  • Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012–2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р
  • Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012
  • Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества п. Новосергиевка».

 

   Специфика Образовательной программы определяется целью и задачами

 Программы развития муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества п. Новосергиевка» на 2015-2020 гг.

 

2. Пояснительная записка

      Образовательная программа ДДТ является результатом совместной творческой работы всего педагогического коллектива как единого образовательного сообщества в целях повышения качества образовательных услуг и обновления содержания деятельности учреждения.

Программа разработана на основе мониторингового исследования образовательных потребностей, ценностных ориентаций учащихся и родителей учреждений дополнительного образования, реализующих программы художественного, технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно- научного направлений, которое позволило определить характерные критерии учреждения социально-востребованного на современном  рынке образовательных услуг. Это учреждение:

- имеет достаточно высокий рейтинг в социуме;

- предлагает широкий спектр образовательных программ разных направлений;

- предоставляет образовательные услуги высокого качества с учетом современных требований;

- располагает штатом профессиональных педагогических работников;

- обладает материальными возможностями, необходимыми для осуществления процессов социализации учащихся т.д.

   Соответствие этим критериям предполагает совершенствование функционального управления образовательным процессом учреждения, создание технологий разрешения проблем, конструирования обновленных педагогических систем, работу учреждения в режиме опережения спроса потребителя.

  Образовательная программа ДДТ является открытой системой составляющих компонентов и связей между ними, объединенных приоритетными образовательными целями, задачами и содержанием, формами и методами организации педагогического процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие и создает определенную совокупность условий, способствующих полноценному, творческому развитию учащихся.

 

3. Цели и задачи Образовательной программы

Цель Образовательной программы ДДТ: создание оптимальных условий для реализации дополнительных  общеобразовательных общеразвивающих программ и проектов дополнительного образования детей, удовлетворяющих современным запросам социума на образовательные услуги.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Развитие новых направлений деятельности с учетом интересов и творческих возможностей потенциального потребителя образовательных услуг ДДТ.

2. Расширение возрастного диапазона образовательных программ.

3. Расширение спектра дополнительных  общеобразовательных общеразвивающих программ ДДТ, обеспечивающих право выбора индивидуального образовательного маршрута.

4. Создание благоприятных условий для формирования и развития у учащихся ДДТ таких личностно -, социально- и профессионально важных  качеств, как гражданственность (ответственность, честность,  добропорядочность, творческая инициативность и социальная активность, толерантность, гуманность, законопослушность) и конкурентоспособность (мобильность, устойчивость, работоспособность, самостоятельность, целеустремленность, организованность, общительность, креативность).

5. Обеспечение процесса поиска, получения, принятия и реализации учащимися объединений ДДТ комплекса знаний, умений, навыков и отношений, необходимых для успешного индивидуально-социального становления и дальнейшего развития.

6. Совершенствование технологий, обеспечивающих обучение и воспитание детей с опережающим развитием (одаренные дети).

Организационно-методические задачи:

1. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и технологий обучения и воспитания творческих объединений ДДТ посредством информатизации образовательного процесса.

2. Изучение, обобщение и передача опыта работы педагогических работников ДДТ.

3. Повышение квалификации педагогических кадров ДДТ (педагогические мастерские, стажировки, мастер-классы, научно-практические семинары).

4. Повышение научно-педагогического уровня ДДТ через расширение сотрудничества с учреждениями культуры, образования и науки.

5. Осуществление организационно-методического обеспечения социально-профилактической работы с учащимися и молодежью посредством эстетического воспитания.

Социально-педагогические задачи.

1. Создание благоприятных условий (комфортной среды) для естественного осуществления комплексной (интеллектуальной, духовной, психической и физической) рекреации и компенсации участников образовательного процесса.

2. Содействие удовлетворению потребностей учащихся ДДТ в самореализации, самовыражении, самоутверждении, самопознании, личностном, социальном и профессиональном самоопределении.

3. Создание условий для развития у учащихся ДДТ эмоционально-ценностного отношения к жизни и миру, для формирования социальной грамотности и социальной устойчивости.

4. Создание оптимальных условий для формирования и развития в пространстве ДДТ творческого сообщества учащихся, молодёжи и взрослых (творческий дух, креативно-коммуникативная среда, территория общения и творчества).

5. Создание комплексной базы для дальнейшего личностного, социального и профессионального продвижения выпускников ДДТ.

6. Содействие процессу популяризации и повышения престижности в детской и молодежной среде ДДТ активных и оптимистических жизненных стратегий, поисково-исследовательских (инновационных) и позитивно-содержательных моделей жизнедеятельности.

 

   Образовательная программа направлена на реализацию собственной модели развивающего образования учреждения.

 

4. Особенности, специфика образовательного процесса учреждения

     В условиях модернизации системы образования одна из основных целей,

поставленных перед образовательными учреждениями дополнительного образования – обеспечение качественных образовательных услуг, их доступности и эффективности.

Основная цель работы педагогического коллектива ДДТ – создание эффективной системы организации образовательного процесса, соответствующей  запросам социума.

«Система – множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями» (В.П. Кузьмин).

Рассматривая образовательный процесс как систему, необходимо выделить следующее:

- это форма организации обучения, в которой существует определенный порядок в расположении и связи действий, это целое, состоящее из находящихся во взаимной связи частей (целей, содержания, способов и результатов);

- система должна быть ориентирована на результат, итог и динамику ее развития;

- система организации образовательного процесса должна обеспечить

его успешное осуществление, инновационное развитие, получение результатов, запланированных в дополнительных  общеобразовательных общеразвивающих программах педагогов.

    Создать эффективную систему организации образовательного процесса ДДТ – значит  образовательный процесс должен позволять:

- контролировать правильность продвижения к поставленной цели, оптимальности выбора приемов ее достижения;

- оценивать результаты в соответствии с поставленными задачами;

- определять роль, значение и вклад каждого участника образовательного процесса в решение поставленных задач;

- выявить возникающие тенденции в ходе осуществления образовательного процесса и правильно их использовать.

Это требует необходимости:

- четкой формулировки целей и задач, ожидаемых результатов;

- правильного определения необходимых условий для осуществления образовательного процесса;

- четкого определения требований к его участникам;

- обоснованной формулировкой критериев оценки;

- поэтапности осуществления;

- документальности оформления, необходимой для последующего анализа.

     Образовательный процесс демонстрирует, как в образовательном учреждении реализуется собственная модель развития образования.

    На структуру образовательного процесса – содержание, организацию, технологию – влияет направленность деятельности, определенная Образовательной программой, а направленность деятельности – Программа развития учреждения, его внутренняя культура. Под внутренней культурой подразумеваются условия организации образовательного процесса, психологический климат в педагогическом коллективе.

Особенности организации учебного процесса в учреждении дополнительного образования непосредственно связаны с условиями его работы.

Результативность и качество образовательного процесса учреждения зависят, прежде всего, от правильного построения связей между его участниками .

Читать дальше...